«Инженерам Ижевска об ордерной архитектуре» 04.01.2022

Дополненная реальность Главного корпуса Ижевского оружейного завода.

С.В. Пахомов
к.ф.-.м.н.

"ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО КОРПУСА ИЖЕВСКОГО ОРУЖЕЙНОГО ЗАВОДА" статья в журнале "AMIT" №1 (58) 2022

«ЖИВОЕ И МЁРТВОЕ». Лекция НТСП. УдГУ. Видео 1 час 30 мин.


Содержание

Введение

Для Ижевска вопрос функционального перепрофилирования производственных зданий вырос до экзистенциального уровня. Главный корпус Ижевского оружейного завода (архитектор С.Е.Дудин, 1807 [1]) с одной стороны – ассоциируется с сущность города оружейников и наделяется почти сакральным значением, с другой – огромные размеры здания (20 тыс. м2) делают реконструкцию ветхого строения неподъёмным делом для местного бюджета. Бывший собственник Концерн «Калашников» предпочёл оставить здание и развернуть производство на новых площадях. Сейчас здание в пользовании Национального музея Удмуртской республики и наделено статусом федерального объекта культурного наследия (ОКН).

Здание ГК остаётся на территории с особым режимом доступа. В соседних перестроенных исторических корпусах работают частные промышленные предприятия. Режим секретности всегда ограничивал возможности исследования ГК и породил немало домыслов, которые разнеслись по просторам сети [6].

Технологии дополненной реальности позволяют накладывать на видимые объекты изображение пояснительной информации. Надеемся, что представленный ниже материал станет такой полезной дополненной информацией. Тем более, что увидеть целиком сам объект в силу особенностей его расположения не так-то просто.

Три панорамы главного корпуса

Рис.1. Главный корпус ИОЗ. а) - фотопанорама, осень 2021, б) - копия (1810) с подлинника проекта С.Е. Дудина, в) - Схема №1 - проекта Дудина.

Проанализируем не само здание в нынешнем неприглядном состоянии, а те архитектурные идеи, которые закладывались при проектировании и последующих перестройках. Условно долгую жизнь ГК можно разбить на 3 этапа: проект (Схема №1), реализация (Схема №2), результаты реконструкций (Схема №3). Эти схемы будем сравнивать со схемами архитектурных памятников, при этом будем указывать дату начала строительства, когда идея здания уже была оформлена в виде проекта.

В качестве исходной информации использовались чертежи разных времён [14,20] и современная фотосъёмка. Для адекватного сравнения ГК с памятниками архитектуры, здания изображаются в обобщённом схематическом виде в одном масштабе.

Под названием Главный корпус ИОЗ иногда понимают разные объекты: от одного центрального здания с башней до Г-образного комплекса. Здесь мы под Главным корпусом (ГК) подразумеваем архитектурный ансамбль из центрального корпуса (ЦК), двух флигелей восточного (ВФ) и западного (ЗФ), и двух переходов к ним: соответственно восточного (ВП) и западного (ЗП). Формула здания с парадного фасада выглядит так: ГК=ВФ+ВП+ЦК+ЗП+ЗФ.

Вододействующий завод

Промышленность начала XIX века использовала водную энергетику. Таким был Ижевский железоделательный завод, таком должен был стать и Ижевский оружейный завод (ИОЗ). Современные приводы механизмов используют электроэнергию. Электротехника как область техники, связанная с получением и использованием электрической энергии, унаследовала от водной энергетики многие термины. Ток (воды – электричества), ёмкость (резервуара с водой – конденсатора, батарейки) и т.д. Это поможет нам понять устройство вододействующего завода.

Прежде всего, необходимо создать разность уровней воды (аналог разности потенциалов, напряжения аккумулятора или батареи). Для этого строится плотина, преграждающая путь водному потоку. Точно так же, как к двигателю подключают два провода, так и к водному колесу подводили два водовода: верхний с приходящей водой (на рис.2 красного цвета) и нижний для отвода воды. Поэтому по территории делалась разводка верхних водоводов, а под ними внизу такая же сеть водоводов для слива, которая заканчивалась в реке на уровне нижнего бьефа (примыкающей к плотине части реки).

С каждого работающего колеса (а их было несколько десятков) вода сливалась в нижний водовод, поэтому в конце пути по нижнему водоводу бежал полноводный поток. И наоборот: с каждым последующим колесом поток в верхнем водоводе уменьшался. Подача воды на каждое колесо регулировалась задвижками, что позволяло распределять энергию воды по мере надобности между различными рабочими участками.

Разность уровней воды верхнего и нижнего бьефов называется подпором и в Ижевске составляла вначале при строительстве плотины в 1760 году 6 метров, позже после строительства ИОЗ в результате дополнительной насыпи плотины значение подпора подняли до 9 метров. Это большая величина. Так же как в электротехнике следует соблюдать технику безопасности при работе с высоким напряжением, так и водный поток при таком подпоре требует особого внимания. Прорыв плотины – катастрофа. Места ввода воды (водозаборы) обустраивались с особой тщательностью. Рассуждения о многочисленных «каналах» с пруда на заводскую территорию не имеют оснований.

У железоделательного завода был один водозабор. Для оружейного завода обустраивают второй: отмеряют свободное пространство от водосброса до конца плотины, делят пополам, получают ось и относительно неё намечают место нового водозабора (Рис.2 а). Тем самым был задан и размер с запада на восток всего завода 356 м (167 саженей). Планировка производственных площадок велась из соображений регулярного и симметричного вида. В последующем при эксплуатации она корректировалась в соответствии с технологическими потребностями.

Изначально планировалась разводка водоводов прямо по зданиям. Это отражено на авторском чертеже Дудина. Но брызги от вращающихся колёс создавали повышенную влажность, это грозило потерей прочности кирпичной кладки из-за её большой гигроскопичности. В результате все водные колёса пришлось устанавливать на улице, а энергию вращения колёс передавать внутрь помещений механическим путём с помощью передаточных механизмов.

Внутри протяженных цехов под потолком вращался металлический вал. С помощью ременной передачи можно было подключить к этому валу в любом месте какой-либо механизм (устройство, станок) для приведения его в движение. Наглядный пример, насколько современная силовая электропроводка удобнее и проще в эксплуатации.

План-схема расположения корпуса и плотины

Рис.2. Расположение Главного корпуса (ГК). а) - Ижевский железоделательный завод, б) - проект Дудина, в) - современное состояние.

ВФ – восточный флигель, ВП – восточный переход, ЦК – центральный корпус, ЗП – западный переход, ЗФ – западный флигель.

1 – здание денежной кладовой 1804, гауптвахта 1852, столовая 1885, с 1934 музей Ижмаша, 2 - водосброс и лесопильня, 3 – корпуса железоделательного завода, 4 – производственные корпуса проекта Дудина, 5 – современные частные промышленные предприятия, 6 – чугунная лестница, 7 – водосбросное сооружение, 8 – наземные трубы теплосети города, 9 – каменный мост на 3-й этаж ГК, 10 – памятник Дерябину, 11 – пристань, 12 – проходная, 13 – недостроенная часовня св. Екатерины (с 2009).

В последующем территория завода расширилась и заняла всю низменную часть. При этом водосброс перенесли предельно близко к крутому левому берегу, и русло Ижа ниже плотины приобрело современные очертания.

Производство стрелкового оружия

В производстве стрелкового оружия отсутствует какая-либо специфика, которая выдвигала бы особые требования или ограничения на архитектуру производственных зданий. И наоборот, сама архитектура не влияет на технологические операции. Стандартные требования: к наличию достаточного пространства, освещённости рабочих мест, удобству транспортных путей.

Ближайшими «родственниками» оружейников являются часовщики. Колесцовый замок (XV в.) – устройство высекания искр для воспламенения пороха с помощью вращающегося колёсика под действием пружины – практически является частью часового механизма. Не случайно все оружейники способны построить или починить механические часы.

Две российские столицы оружейного производства Тула и Ижевск имеют как общее, так и отличия. Здесь нам достаточно зафиксировать следующее:

Таблица 1. Сравнение производства стрелкового оружия в Туле и в Ижевске в начале XIX века.

Тула Ижевск
Истоки Древний город-крепость на южных рубежах Московского княжества. Центр зарождения российской казённой железоделательной и ружейной промышленности. Прообраз демидовских заводов на Урале. Появление завода обусловлено военно-политической целесообразностью: максимально предотвратить вероятность захвата потенциальным противником. Самый западный из уральских железоделательных заводов. Поселок Ижевский завод с крепостными работниками.
Расположение Тульский оружейный завод (ТОЗ) заложен между демидовским железоделательным заводом на севере и кремлём на юге. Ижевский оружейный завод (ИОЗ) развивался на базе созданного ранее железоделательного завода. Вместе они образовали производственный комплекс, обеспечивавший качественной сталью все оружейные заводы России.
Тип производства Рассеянная мануфактура: все элементы технологического процесса распределены по домохозяйствам (работным избам). В заводскую контору сдавались готовые изделия. Централизованная мануфактура: рабочие перерабатывают сырьё вместе на одном пространстве.
Водные ресурсы Основное русло реки Упа и канал образовали остров, на котором и сегодня изолированно размещается ТОЗ. Плотина поднимала воду выше течения, но пруда как обособленного водного объекта не было. После перехода на паровую энергетику плотину открыли и спустили воду. ИОЗ начинался сразу за плотиной Ижевского пруда (сейчас водохранилище 12 км длиной, до 2 км в поперечнике).
Здания Исторический фасад выходит на кремль, сейчас здание входит в состав действующего завода. Было несколько проектов ТОЗ, на Рис.3 а – один из них (не реализованный). Исторический фасад наполовину скрыт за склоном плотины, закрыт забором, здание покинуто Концерном «Калашников».
Характер труда Высокое индивидуальное мастерство (тульский Левша) с давними оружейными традициями. Каждый мастер мог изготовить ружьё от начала до конца. Специализация по отдельным операциям. Высокая точность воспроизведения одинаковых узлов и деталей, взаимозаменяемость при сборке. В дальнейшем это привело к высокой точности технической документации, унификации, технологичности и, как результат, к самому массовому в мире производству стрелкового оружия.

Кстати, к чести туляков – их куранты до сих пор идут, хотя и облачены в современную оболочку. Часы на ижевской заводской башне вначале перестали играть, потом отбивать время и с 2012-го года стоят.

Из приведённой таблицы видно, что особенности производства оружия в разных городах никак не могли проявиться в архитектуре. Единственная задача, которая была стояла перед архитектором Ижевского завода, - организация пространства под очень крупное производство. Известен эпизод, когда в Туле при очередной реконструкции ТОЗ было выстроено общее производственное помещение, но мастеровые потребовали вернуть разбивку на отдельные площадки, поскольку работали артелями и не хотели быть на виду у конкурентов. На Ижевском заводе таких индивидуалистов не было (там начиналось все с нуля), С.Е. Дудин мог в полную мощь размахнуться на всем свободном пространстве.

Поездка С.Е. Дудина в Италию непосредственно перед проектированием Ижевского оружейного завода свидетельствует о знакомстве молодого архитектора (28 лет) с античными памятниками, но не могла быть источником материала для этого конкретного заказа. Поскольку в Италии оружейного производства, сопоставимого по масштабу с потребностью Российской империи, просто не существовало. Старейшая в мире оружейная компания – итальянская «Беретта» (1526) даже сегодня на исторической территории в Гардоне-Валь-Тромпия (Ломбардия, Италия) занимает сравнительно небольшие площади. Сказываются небольшие размеры продукции, представляющей собой разновидность ручного инструмента для очень специфических задач.

Сравним фасады схожих по функции зданий:

Схемы фасадов

Рис.3 Схемы фасадов и линии внешнего контура зданий на плане. а) - Проект Тульского оружейного завода (ТОЗ) 1787[16], б) - Адмиралтейство (СПб), в) - проект Ижевского оружейного завода (ИОЗ) 1808.

Все эти здания представляют собой парадную часть, обращённую во внешнее пространство, большой закрытой территории, на которой выполняются секретные производственные операции. Неприступность крепости на момент постройки (XIX в.) уже не нужна, но режим ограниченного доступа необходим. На фасадах ТОЗ и Адмиралтейства выделяется единственный центральный вход, оформленный в виде арки, и в этом читается оградительная функция. В проекте ИОЗ центрально входа нет, зато имеются многочисленные входы на нулевом уровне и два каменных виадука* (содержащих внутри водоводы) и 4 деревянных моста с 3-го этажа на уровень плотины. Расположив здание ГК вдоль тела плотины, Дудин тем самым изменил статус здания: оно вместо внешнего ограждения стало внутренним центром производственных коммуникаций. На уровне проекта задаётся необходимость в дополнительном заграждении (заборе) со специально обустроенной проходной (раньше по центру здания, сейчас вынесенной на запад см. Рис.2в).

Сноска*. На копии авторской отмывки фасада ГК (Рис.1 б) розовым цветом показаны разрезы каменной кладки и боковые тени вправо от выступающих виадуков. На 3-м этаже проём широкого окна расширен до дверного. На верхней поверхности виадуков устроен парапет. Аналогичные тени на полукруглых входах 3-го этажа флигелей.

Высотность (этажность) здания также никак не обусловлена производством. Массовое перемещение деталей по узким лестницам затруднительно. Подъемные механизмы отсутствовали.

Время проектирования ИОЗ соответствует периоду распространённости построек в стиле классицизма. Само появление классицизма в России связано с развитием торгово-промышленной деятельности. Первые здания этого стиля в столице империи – складские постройки для судостроения в Новой Голландии и Гостиный двор на Невском проспекте для крупных торговых операций (купцы отказались от пышно украшенного и дорогого проекта знаменитого Растрелли в пользу строгого проекта раннего классицизма).

Соразмерности и пропорции

Принципы классицизма – композиционная простота с явно выраженной симметрией, устойчивость и соразмерность, изысканность пропорций, - как никакие другие подходили для создания строгих казённых фасадов, скрывающих за своей невозмутимостью (подобно мундиру) индивидуальные особенности внутреннего функционального наполнения.

Традиционная трёхчастная структура ансамбля ГК действительно проста и понятна. Оси симметрии легко читаются. Но есть любопытный момент, связанный с метром. Регулярный повтор оконных проемов на всех чертежах подчёркнуто постоянен вдоль всего фасада. Просто вычислить значение его периода со старых чертежей невозможно, поскольку погрешности доступных исходных материалов (в силу разных причин, включая искажения при сканировании старых планов большого формата) приводят к неточностям вплоть до нарушения симметрии изображений. Но если следовать логике, что размеры при строительстве не могут быть произвольными, а должны согласовываться с системой мер длин, принятой на момент строительства (сажени, пяди, вершки), то задача становится корректной и решение однозначным (см. математическое приложение в конце). В результате оказывается (Рис.4), что ансамбль ГК обладает свойством самоподобия с коэффициентом 7/22. Оси симметрии уменьшенного изображения ансамбля ГК совпадают с осями симметрии центрального корпуса (ЦК).

Система осей симметрии

Рис. 4 Система осей симметрии, метр, самоподобие ГК. а) - метрический повтор осей оконных проёмов (розовые прямоугольники, сами оси не показаны), оси симметрии (синие для ансамбля). б) - уменьшенное изображение с коэффициентом самоподобия 7/22.

Обращают на себя внимание квадратные пропорции боковых ризалитов (сторона квадрата 10 саж.) и 10-ти колонный дорический портик с ¾ колоннами с фланкирующими одиночными пилястрами.

Система пропорций

Рис.5 Система пропорций ЦК. а) - квадратные боковые ризалиты, 10-ти колонный портик с пропорциями в 3 квадрата, б) - сравнение с домом Пашкова (В.И. Баженов 1784).

На рис.5 для сравнения приводится фасад дома Пашкова. Фронтальная проекция не передаёт глубины: у здания 4-колонный портик, остальные элементы - пилястры, но пропорции и размеры сопоставимы с таковыми в ЦК. Зелёными прямоугольниками показан метр оконных проёмов первого этажа. Лиловым – простенки между окнами. Видно, что метр сбивается при продолжении на переходы и флигели. Связано это с необходимостью композиционно выделять ризалиты увеличенными угловыми простенками.

У Дудина метр строго постоянный и составной: из широких окон (желтые прямоугольники) и узких (голубые). Заметим мимоходом, что простенки (лиловые) у обоих зданий практически равны. Увеличенные угловые простенки получаются пропуском узких окон и небольшой добавкой (см. приложение). Насколько важным было для архитектора следовать столь тонкой игре числами, останется тайной, по похоже, что именно это обстоятельство наложило ограничение на возможность развития фасада в глубину (см. Рис.3). Ведь в углублённых участках окна, расположенные близко к боковым стенам, будут смотреться неестественно.

Развитие фасада идёт по вертикали. Отчётливо выделенные объёмы центрального корпуса ЦК и флигелей разделены одноэтажными переходами и находятся в соподчинении. Силуэт ГК подчёркнуто статичен. Башня венчает весь ансамбль.

Тектоника арки

Проект Дудина выполнен в стоечно-балочной системе. На это указывает сетка прямоугольных оконных проемов. Кроме того, на ранних чертежах показано, что внутри предполагалось устанавливать вертикальные колонны (на 4-м этаже это были дорические колонны в явном виде). Однако строительство многоэтажного здания на болотистой местности потребовало не только серьезного обустройства фундамента (свайное поле из лиственницы, по другим источникам – из дуба), но и пересмотреть саму конструкцию.

Изменения ГК при строительстве

Рис.6 Изменения ГК при строительстве. а) - Схема №1 проекта Дудина, б) - Схема №2 построенного ГК, в) - старое фото. Стрелками указаны два водозабора.

Центральный 4-х этажный корпус (ЦК) имеет деревянные межэтажные перекрытия, которые опираются на толстые внешние стены и на центральный продольный ряд (своеобразный хребет) в виде аркады. В соответствии с распределением нагрузки арки нижних этажей имеют меньший радиус и большую толщину опор.

Таблица №2. Размеры конструкции центрального корпуса.

Радиус арки (м) Высота потолка (м)
4-й этаж 3,52 4,18
3-й этаж 3,20 4,69
2-й этаж 2,67 4,05
1-й этаж 2,45 4,91

Высота полотков различных этажей имеет случайный характер и никак не связана с логикой вертикальных членений парадного фасада.

Прямоугольные оконные проемы были тоже заменены на арочные (полуциркульные узкие и лучковые широкие). В результате здание получило повышенную прочность, и это отразилось на внешнем виде. Фасад приобрёл арочную тектонику.

Схема №2 построенного ГК (Рис.6 б) фиксирует и другие изменения проекта. Мы не ставим целью отразить все этапы многочисленных перестроек, вызванных потребностями производства. Упомянем лишь, что последовательность строительства была слева на право: вначале построили восточный флигель (ВФ) и восточный переход (ВП), потом центральный корпус (ЦК), спустя некоторое время – западные флигель и переход (ЗФ, ЗП). Когда строительство дошло до западного флигеля (ЗФ), решили упростить фасады флигелей и соответственно перестроили восточный флигель. Новый вид фасадов отражен на схеме №2. Переходы в флигели стали двухэтажными. Каменные виадуки на 3-й этаж так и не были построены. Вместо них всё время, пока использовалась вода, были деревянные конструкции. Водоводы проходили сквозь ЦК через широкие входные арки.

Архитектурные разрезы

Рис.7 Архитектурные разрезы. а) - Колизей (Рим 72 н.э.), б) - ЦК, в) - древнеримский акведук Пон-дю-Гар (Франция, середина I века н. э.).

Башня ЦК внутри здания опирается на мощное основание, толщина стен которого достигает 2,5 м. С 4-го этажа внутри башни чугунная винтовая лестница (частично сохранилась) ведёт на колокольню часов и на купол башни к основанию колонны.

После пожара деревянные перекрытия 3 и 4 этажей западной части здания ЦК были заменены на кирпичные сводчатые перекрытия с упором на металлические балки.

При строительстве было нарушено и постоянство метра – на боковых квадратных ризалитах ЦК простенки между окнами существенно увеличены. Было ли это вызвано производственными потребностями проводки водоводов или архитектор руководствовался эстетическими соображениями, но в результате здание приобрело ещё большую статичность. Ордерное обустройство парадного фасада стало даже проигрывать в выразительности чистому южному фасаду, выходящему на заводскую территорию. Это тот самый случай, когда «изнанка» здания служит проверкой силы и убедительности ордерного убранства парадного фасада (на это обращает внимание эксперт по ордерной архитектуре питерский архитектор М.Б. Атаянц [2]).

Большая открытая для обзора поверхность с арочными окнами создаёт впечатление спокойствия и мощи, а огрехи строительства (там нет даже двух точно совпадающих размеров) лишь дополняют сходство с памятниками Новгородско-Псковской архитектуры XII века. Кстати, перекличку с древнерусской архитектурой исследователи находят и в анализе парадного входа в Адмиралтейство (Рис.3). Кубические объёмы арки и основания шпиля напоминают северные храмы кубической структуры.

Южный фасад ЦК.

Рис.8 Южный фасад ЦК. а) - фото 2021, б) - схема ЦК, в) - церковь Спаса на Нередице (1198) близ Новгорода, г) - Дворец итальянской цивилизации (Рим, 1937).

Кирпичное образование в центре здания (на фото) – это контрфорс, построенный позже, когда здание стало заваливаться на юг.

Специальная архитектура

Дальнейшие перестройки, ремонтные работы ГК проводились без учёта архитектурных аспектов. Потребности производства привели к расширению площадей за счёт слияния флигелей с центральным корпусом в неразрывное рабочее пространство. При этом пристройка с запад произведена со сбоем по высоте рядов оконных проёмов.

Современное состояние ГК

Рис.9 Современное состояние ГК. а) – Схема №2, б) – Схема №3, в) – фотоколлаж 2021, г) – план 1-го этажа ГК.

Производственное здание на закрытой территории секретного завода ремонтировалось, видимо, своими силами. Характерный пример результатов такого ремонта - случайное расположение триглифов на дорическом фризе (Рис.10). Возможно, такому "нестрогому орнаменту" способствовало изменение Дудиным правила размещения триглифов попеременно по осям колонн и интерколумниев.

Триглифы антаблемента ГК

Рис.10 Триглифы антаблемента ГК. а) – фото, б) – чертеж 1835, в) – чертеж 1810.

Изменения архитектурных качеств ГК при переходе от замысла к реализации и последующим перестройкам представлены в таблице.

Таблица №3. Сравнительная таблица изменений архитектурных качеств ГК.

Идея - Схема №1 Реализация - Схема №2 Совр. сост. - Схема №3
Конструкция и тектоника Стоечно-балочная Арочная с элементами стоечно-балочной., фасад с арочной тектоникой Смешанный тип
Назначение Вододействующий завод. Виадуки, совмещенные с акведуками. Промышленное здание общего назначения.
Соразмерности и пропорции Тонкая игра согласования четкого метра и вертикального членения ризалитами. Самоподобие ансамбля. Усиление монументальности квадратных ризалитов ЦК (увеличение простенков). Большая погрешность строительства. Потеря согласования метра между составными зданиями.
Размер и масштаб Монументальный ансамбль, соизмеримый с размером плотины. Доминирующий объем над маловысотной застройкой. Скрытый от обзора массивный моноблок в закрытой нижней части производственной зоны.
Внутренняя планировка Развитая, функциональная. Универсальное пустое пространство с центральным рядом опорных элементов. Сквозные единые производственные помещения по этажам. Фасад не отражает структуру (отсутствие структуры) внутреннего пространства.
Симметрия Трехчастная композиция с развитой системой согласованных осей симметрии. Есть ось симметрии на переходе – 19 проемов. Частичная потеря из-за надстройки переходов. Остаточная. Флигели разного стиля. Потеря оси на переходах – 14 оконных проемов.
Выразительность силуэта Ярко выраженное высотное развитие. Частичная потеря. Полная потеря, сращивание отдельных строений в конгломерат одной высоты.
Ориентация в пространстве и условия обзора Северный фасад. Открытое пространство акватории пруда до 1,5 км. Преимущественно контровое (заднее) освещение. Помехи в виде забора и проходной. Обзор отсутствует.
Метр и ритм Согласованность ансамбля. Постоянный метр центрального корпуса подхватывается флигелями. Чередование разработанных фасадов с мелким метром переходов. Уменьшение выразительности ритма из-за упрощения фасадов флигелей и подъема переходов. Монотонный повтор вертикальных членений вдоль протяженного здания. Сбой метра при переходе на фасад центрального здания.
Стилевое единство ансамбля Цельный ансамбль. Автономное выделение центрального корпуса арочной тектоникой. Формальное обозначение раскраской вертикальных членений.
Наполненность элементами фасадного декора. 10 колонный (3/4) портик с 2 боковыми фланкирующими пилястрами. Двухэтажный цоколь с рустом. Антаблемент, фронтоны флигелей, башня с колонной, лепнина. Упрощение декора. В широкий портик врезается узкий мост без оформления портала на здании. Остаточное присутствие элементов.
Цветовое решение фасада Изначально здание не было оштукатурено. Раскраска фасада (розовым углубления, белым выступающие части) поддержана сталинской архитектурой в городе.
Материал и качество строительства Красный кирпич, штукатурка. Качество строительства низкое. 50% кирпич XIX века, 50% кирпич XX века, качество низкое, 15% разрушений. Деревянные перекрытия в плохом состоянии, ж/б перекрытия.
Синтез искусств Богато украшенные фасады флигелей и центрального корпуса. Привнесение в украшение башни символики победа в Отечественной войне 1812 года. Упрощение украшений. Отсутствие. Заводская реконструкция осуществлялась с нарушением ордера. Демонстрация обрубка башни после пожара 2018 года задаёт негативный образ разрухи.
Место расположения Центр завода и поселения. Впритык к склону плотины - ограничение обзора. С крутого берега читался развитый силуэт верхней части здания. Узкий мост врезается в широкий портик. Высокие деревья полностью закрывают здание.
Высота и зона влияния Башня выше высокого берега, задаёт ось развития поселения. Башня с культовыми сооружениями формирует линию высотных ориентиров. Башня центрирует улицу Советскую. Современная высотная городская застройка сделала видимой башню с расстояний в несколько км практически со всех направлений.

Таким образом, ГК в нынешнем состоянии причислять к ордерной архитектуре можно только в условном смысле. Критерии ценности архитектурного памятника едины и не зависят от того, дворец это или специальное промышленное строение.

Перспективы использования

Архитектурные качества входят составной частью в комплекс характеристик Объекта культурного наследия. Здание Главного корпуса ИОЗ настолько сильно связано исторически и символически с Ижевском, что представляет безусловную ценность.

Размер, расположение, а главное - функция образа города оружейников, требуют особого внимания к отбору нового функционального наполнения. Досуговое (праздное) использование не должно вступать в противоречие с мемориальной составляющей образа места, где героическим трудом ижевчан создавался оборонный потенциал страны. Масштаб ГК достоин самых важных задач, стоящих перед регионом.

Главная, на наш взгляд, проблема перед Ижевском – отток творческой молодёжи. Численность населения Ижевска последние 30 лет практически находится на одном уровне 650 тыс. человек. Но идёт активный процесс изменения состава: самые лучшие и активные выпускники школ уезжают учиться и уже не возвращаются, вместо них в город приезжают сельские жители и мигранты. Для сохранения культурного уровня и идентичности Ижевска требуется специальная просветительская (пропагандистская) деятельность среди приезжих по истории и традициям города.

Сделать Ижевск привлекательным для молодёжи, и тем самым направить поток энергии молодых на развитие родного региона, можно, создав уникальный Инновационный кластер предпринимательства, где мог бы реализоваться творческий потенциал нового поколения. И лучшего места, чем "намоленное" поколениями оружейников производство не найти. Реконструкция ГК должна идти по соответствию с выявленными пропорциями ценностей ОКН: большей частью по восстановлению функции места, где создаётся уникальная техническая продукция, в меньшей мере – как реставрация архитектурного памятника с наслоениями перестроек, совершенных в условиях закрытого производства.

Исторически сложившуюся структуру города, когда на набережную Ижевского пруда с трёх сторон выходили крупнейшие предприятия: с севера – Ижевский электромеханический завод "Купол“, с востока – Ижевский мотозавод „Аксион-холдинг“ и с юга – Ижевский машиностроительный завод "Ижмаш", можно восстановить организацией на юге Инновационного центра в ГК. Рекреационная функция набережной при этом не пострадает в силу уже проведённой реконструкции с расширением участков на юге и на западе, а в перспективе – завершении намеченных работ на северной стороне.

Предлагаемые пропорции функционального наполнения ГК: 80% - экологически чистые, инновационные предприятия точной механики, робототехники, информационных технологий и 20% - музей, библиотека, концертный зал.

Дозорная башня или бельведер

Для практических нужд архитектура развивается по горизонтали, для духовных – по вертикали. В сущности ­ – мы двумерные существа, прижатые гравитацией к земле. Вертикальные размеры мы, как правило, преувеличиваем. Архитектура вообще (в философском смысле) нам нужна, как посредник между бесконечным пространством и масштабом человеческого тела. На это акцентирует внимание искусствовед С.Ю. Кавтарадзе [11].

В этом смысле даже пустующее здание, если оно на виду, продолжает жить, участвуя в городском ландшафте. Заводская башня ГК – активная доминанта Ижевска.

Пётр Первый вопреки всем обстоятельствам строил, «столбил» на бескрайней плоскости новую столицу. Поэтому ему так необходимы были вертикали в форме голландских шпилей*. Дудин строил завод, который был не просто промышленным компонентом поселения и даже не градообразующим предприятием, – завод Дудина вбирал в себя все функции обустройства жизни тех, кто проживал на этой территории. Государственный завод парадным фасадом утверждал символ власти.

Сквозь сходство Ижевска с Санкт-Петербургом просматривается влияние Амстердама, которое в свою очередь обусловлено ­ исконной общечеловеческой природой мысленно связывать моральные (высокие) ценности общества с устремлённостью архитектуры ввысь. Золотой век Голландской Ост-Индской компании материализовался в строительстве многочисленных заморских факторий и торгово-промышленных постройках в Нидерландах. На одной из верфей компании плотником работал Петр Первый.

Сноска* К слову, металлическую конструкцию шпиля Петропавловского собора изготовили мастера Воткинского завода («брата близнеца» Ижевского завода).

Голландский классицизм

Рис.11 Голландский классицизм. а) - фрагмент гравюры Джозефа Малдера «Склады и верфь нидерландской Ост-Индской компании в Амстердаме» (1726), б) - Ратуша Амстердама (Якоб ван Кампен, 1648), в) - ЦК.

Размер так называемых "морских магазинов" Амстердама XVII века поражает даже сейчас. Это складские помещения при корабельных верфях, в состав которых входили мастерские, залы собраний и др. Сегодня это назвали бы многофункциональным центром. На фасаде помимо оконных видны большие загрузочные проемы с дверьми в высоту этажей для осуществления подъема и спуска товаров. Архитектура этих торгово-промышленных зданий ориентировалась на лучшие образцы голландского классицизма. Искусствоведы отмечают влияние на здание морского магазина Амстердама 1661-го года (Рис.11 а) строившегося в это же время здания амстердамской ратуши (Яков ван Кампен, с 1648 по 1665, Рис.11 б), которое впоследствии в силу архитектурных достоинств стало Королевским дворцом.

Сходство ЦК с древними голландскими постройками не означает прямого влияния, поскольку тема "башня на здании" имеет общий характер и традиционно присутствует в русской архитектуре.

Тема башня на здании

Рис.12. Тема «башня на здании» в русской архитектуре XVII-XVIII вв. а) Кунсткамера (СПб 1718), б) Земской приказ (Москва 1699), в) ЦК, г) Сухарева башня (Михаил Чоглоков, Москва 1695).

Примечательна эволюция функции башни. Зародившись на фортификационных сооружениях (замок, кремль) и перейдя на ратуши, башня какое-то время оставалась сторожевой башней, но в дальнейшем превратилась в место для наслаждения красивым видом – бельведером. Традиционная восьмигранная форма обусловлена согласованием с ортогональными осями здания. В период сталинского ампира башенки активно использовались для выразительности силуэтов зданий, часто помещались на углах зданий для акцентирования перекрестков. В Ижевске таких башенок было 5, причем по словам архитекторов, которые их проектировали, эти башни для закрытого города Ижевска имели и вполне прагматичное назначение – в качестве постов ПВО. Неожиданное возвращение функции сторожевой башни.

Заводская башня ГК секретного завода никак не могла быть местом для любования окрестностями. Декоративный элемент композиции ГК, венчающий весь ансамбль, имел ещё и традиционное назначение размещения заводских часов (курантов) с открытой колокольней. Возвращение в звуковую среду города перезвонов заводских часов должно рассматриваться в комплексе с планами реконструкции здания ГК.

Символ Ижевска

Архитектор Дудин столкнулся с задачей одновременного строительства завода и обустройства поселения. Место здания ГК определялось производственной необходимостью – внизу у плотины. Заводская башня расположена на высоте, превышающей высоту крутого берега пруда, и поэтому здание Главного корпуса, оставаясь скрытым своей массой внизу, оказалось способным задавать градостроительные ориентиры для нагорной части поселения.

Именно заводская башня, видимая со всех сторон, с течением времени приобрела статус неформального символа Ижевска. После Великой Отечественной войны, во второй половине XX века, когда Ижевск утвердился в мире как центр самого массового производства самого надёжного стрелкового оружия, образ заводской башни ГК стал фиксироваться в графических изображениях. Выпускались значки в виде герба с изображением башни, она же красовалась на занавесках фирменного поезда "Ижевск-Москва".

Превращение реального объекта в символ происходит в общественном сознании без прямой связи с достоинствами самого объекта. Символом Ижевска башня стала в советский период, когда двуглавого царского орла уже не было, а колонна была усилена, к ней была приделана лестница для водружения наверху по праздникам знамени. Установка колонны – опорного элемента конструкции – на куполе башни вместо шпиля само по себе неестественно, противоречиво. На проекте Дудина она больше походит на традиционный шпиль, но именно заводская башня ГК с цилиндрической колонной, поддерживающей шарик, утвердилась в народном символе города. Поэтому и восстанавливаться она должна именно в таком виде.

Выделению архитектурного элемента (башни) в самостоятельный объект символизации способствовала исходная структура ГК, заложенная Дудиным.

Композиция ГК устроена иерархично: допускает выделение фрагментов, имеющих самостоятельный законченный композиционно вид. Такую структуру условно можно назвать кадрированием: вычленением кадров разной степени крупности, снятых с разным зумом, обладающих композиционной целостностью [21].

Кадрирование фасада ГК

Рис.13 Кадрирование фасада ГК. а) - весь Главный корпус, б) - центральное здание (ЦК), в) - портик с башней, г) - башня.

Полностью ГК (Рис.13 а), как его изображал на планах Дудин, никто никогда не видел и увидеть в принципе не может, поскольку здание стоит во рву.

Северный парадный фасад ГК

Рис.14. Северный парадный фасад ГК. На заднем фоне шпиль Александро-Невского собора (Дудин, 1818). Врезка: старинный чертёж ГК.

Такое расположение планировалось изначально. Здание строилось вплотную к сухому откосу плотины. Со временем плотину только наращивали. На фото видно, что первый этаж здания скрылся под землю до уровня оконных проёмов. Даже если убрать деревья и переместить трубы городской теплосети, обозреть всё здание можно будет только сверху и с близкого расстояния. С высоты крутого левого берега пруда (Летний сад, Генеральский дом) нижние этажи, даже когда ещё не было деревьев, никогда не просматривались (Рис.6 в).

Каменный мост с проезжей части плотины на 3-й этаж ЦК выглядит, возможно, романтично, но довольно странно. На момент строительства ЦК ещё можно было увидеть в Москве Алевизов ров вдоль кремлёвской стены на Красной площади. Как и в европейских средневековых замках, назначение таких рвов фортификационное, для чего они заполнялись водой. После осушения тот же Алевизов ров использовался для разных целей, например в качестве зверинца. Странность ижевского рва в том, что ниже уровня моста расположены два полноценных этажа, образующих цоколь. Сам же мост врезается в широкий портик здания узкой полосой без обозначения какого-либо портала.

Строительство Ижевска шло с бережным сохранением видимости Заводской башни, поэтому сегодня улица Советская (в XIX веке Александро-Невский проспект) представляет собой ценное для города архитектурное пространство с ориентиром на западе в виде исторической башни, поднимающейся над горизонтом.

Сечение рельефа вдоль ул. Советской.

Рис.15 Сечение рельефа вдоль ул. Советской. Масштабы по вертикали и горизонтали разные.

Фото заводской башни с ул. Советской

Рис.16. Фото заводской башни с ул. Советской по мере приближения к ГК.

Современная высотная застройка города не только не скрыла башню, но напротив, сделала её обозреваемой с дальних районов, расположенных на возвышенностях рельефа.

Зона визуального воздействия заводской башни

Рис.17. Зона визуального воздействия заводской башни на высотной карте Ижевска. Большая стрелка - ул. Советская.

В 2018 году на башне пустующего ГК случился пожар, в результате которого деревянная колонна башни сгорела. На виду всего города четвёртый год демонстрируется обгоревший символ Ижевска. Можно долго спорить о стилевых особенностях Главного корпуса, обсуждать реконструкцию и новый функционал исторического здания, но если город не способен незамедлительно восстановить надлежащий вид своего символа, вряд ли всё это имеет хоть какой-либо смысл.

Заключение

Таким образом, за более чем двухвековую историю Главный корпус ИОЗ пережил немало реконструкций, которые в корне изменили первоначальный замысел Дудина. Сила воздействия памятника архитектуры складывается из многих факторов. Условно силу воздействия Главного корпуса на образ Ижевска с учётом исторических событий можно представить следующим графиком.

Эволюция во времени воздействие ГК на образ Ижевска в условных единицах

Рис.18. Эволюция во времени воздействие ГК на образ Ижевска в условных единицах.

Решение о строительстве крупнейшего оружейного завода в 1807 году стало отправным моментом масштабного строительства. Несмотря на многочисленные трудности, связанные с неквалифицированной рабочей силой, сложностью грунта, морозами (переделывали фундамент), Главный корпус упорно поднимался из низины и доминировал верхними этажами и заводской башней над всей округой. Оружейное производство началось практически с началом строительства. На начальном этапе была перенята модель рассеянной мануфактуры подобная тульской, когда мастера работали на дому, а на заводе шла приёмка оружия. Но по мере строительства запускалось централизованное производство.

Пика своего воздействия как архитектурной доминанты ГК достиг в 1833 году. На следующий год произошел сильный пожар с частичным обрушением. Хотя восстановительные работы были проведены достаточно оперативно, с этого момента начинается деградация здания, связанная с просчетами проекта и низким качеством материала. Несмотря на усиление здания путём строительства дополнительных опор, арок, контрфорса, здание неуклонно теряло прочность и к концу XIX века оказалось близким к разрушению.

В советский период эстетические соображения полностью игнорировались. Здание подверглось радикальной перестройке и укреплению ради расширения производственных площадей. Строительство ТЭЦ с проведением открытой теплоцентрали по секретной территории завода вдоль фасада ГК закрепило образ закрытого, невидимого, лишенного какой-либо парадности производственного здания.

В послевоенное время возрождается интерес к ГК, но уже не как к объекту архитектуры, а как к историческому символу ижевского оружия. Экспансия по всему миру и, прежде всего в странах влияния СССР, надёжного АК пробуждала чувство трудовой гордости и требовала осознания исторической преемственности мастерства. Главный корпус, точнее, то, что можно было увидеть, портик на 3-м, 4-м этажах и заводская башня, становятся символами города оружейников.

В 1991-м здание было покинуто. Состояние несущих конструкций не позволяло использовать корпус даже в формате офисной работы. Прошедшие 30 лет не добавили зданию прочности. Воздействие ГК на образ Ижевска сошло на нет. Выросло не одно поколение, от которых здание было закрыто как ширмой сплошной стеной старых тополей на плотине.

В 2018-м году в одночасье изменился знак воздействия, оно стало отрицательным. Порушенный символ города – обожженная башня – стал не просто отсутствием символа Победы, он стал обозначать присутствие символа Разрухи. Обрушение элемента памятника архитектуры предполагает незамедлительные меры по консервации и последующей реставрации. В Ижевске ничего предпринято не было – четвёртый год оголённая башня у всех на виду. Действительно, символ Забвения.

Редкое здание (или его часть) удостаиваются чести стать символом города. На это влияют не только архитектурные достоинства, но и совокупность исторических событий. Однако взяв на себя функцию презентации образа города, архитектурный объект требует особого режима сохранения и содержания в надлежащем виде. Действия (или бездействие), приводящие к обезображенному виду символики, должны быть осуждены и пресечены.

Математическое приложение

Рассмотрим задачу совмещения строгого метра (постоянство расстояний между осями одинаковых оконных проемов) и выделения увеличенными угловыми простенками ризалитов. При этом будем полагать, что все размеры должны быть кратны целому числу единиц измерения длины. Это следует из удобства разметки при строительстве.

Петр Первый приравнял сажень к 7-ми английских футов, поэтому в XIX веке в Российской империи были приняты следующие единицы мер длины:

Таблица №4. Система мер длины.

верста сажень аршин Фут англ. пядь вершок Метр. ед.
верста 1 500 1500 3500 6000 24000 1 066,8 м
сажень 1/500 1 3 7 12 48 2,1336 м
аршин 1/1500 1/3 1 7/3 4 16 71,12 см
фут англ. 1/3500 1/7 3/7 1 12/7 48/7 30,48 см
пядь 1/6000 1/12 1/4 7/12 1 4 17,78 см
вершок 1/24000 1/48 1/16 7/48 1/4 1 4,445 см

В последнем столбце приведены точные значения в метрических единицах.

Пусть на фасаде задан составной метр посредством чередования широких (желтых) и узких (голубых) оконных проемов с периодом Т. При этом ширина широких желтых окон равна половине периода. Для наглядности внизу показаны оранжевые прямоугольники равные желтым.

Math pic 1

Простенки (лиловые) постоянны и равны а. С помощью пропуска узких окон можно выделить участок выступающего ризалита, например, в 3 больших окна:

Math pic 2

Появились угловые простенки: зелёные (равные c) у ризалита и красные у заглубления такой же величины b=c. Для усиления выразительности увеличим угловые простенки ризалитов c за счёт уменьшения угловых простенков b:

Math pic 3

Минимальный размер b определяется эстетическими соображениями близкого расположения окна у боковой стенки.

У ЦК это значение равно b = 11 вершков. Структура центрального корпуса по большим окнам: 3 восточный ризалит + 3 углубление +5 центральный ризалит + 3 углубление + 3 западный ризалит = 17 больших окон. Поэтому общая ширина центрального корпуса L равна:

L=17T+2(c-T/4)=17T+c-b

Здесь учтено, что b+c=T/2

При ширине здания близкой к 53 саженям, получаем однозначное определение размеров при условии, что все измеряемые при строительстве размеры должны быть кратны единицам измерения:

T=3саж.2верш.=(3+2/48)саж.=6,49м

b=11верш.=11/48саж.=0,49м

c=T/2-b=62/48саж.=1саж.14верш.=2,76м

L=18T-4b=52саж.37верш.=112,6м

В привычных нам метрах значения округлены.

Полезная литература по теме

  1. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала : Первая половина XIX века — Свердловск : Свердловское книжное издательство, 1960. — 215 с., ил.
  2. Атаянц М.Б. Циклы лекций на Youtube. Архитектурные ордера. Парфенон: архитектура, история, риторика. Архитектура Римских Провинций. и др.
  3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобр. Искусство, 1983. – 384 с., ил.
  4. Возняк Е.Р. Основы теории архитектурных форм исторических зданий: монография. С.-Перерб. Гос. Архитектур.-строит. Ун-т (СПбГАСУ). – Санкт- Петербург : Коло, 2015, - 192 с.
  5. Гидион З. Пространство, время, архитектура /Сокр. Пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. – М.: Стройиздат, 1984. – 455 с. ил.
  6. Главный корпус Ижевского оружейного завода, Ижевск, Удмуртская Республика. Портал TEHNE. http://tehne.com/
  7. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Кн. Для учащихся ст. классов. Под ред. Ю.С.Яралова. М., Просвещение, 1079. – 445 с.
  8. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – 351 с. ил.
  9. Ермаков А.А. Архивные материалы по истории ижевского оружейного производства ХIХ в. в экспозиции МВК стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова. Архивы Удмуртии, 2007. http://gasur.ru/activity/measures/conferences_and_seminars/2007/01/07.php
  10. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986. — 288 с.
  11. Кавтарадзе С.Ю. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. – 3-е изд. – 472 с.
  12. Кишик Ю.Н. Архитектурная композиция: учебник. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 208 с.: ил.
  13. Кобзев И.И. Деревенский Петербург (Ижевск – град Петров: о сходстве несходного). Серия публикаций фрагментов неопубликованной монографии в газете «День» с №37 (0685) от 9 сентября 2004 г. http://www.dayudm.ru/article/17060/
  14. Копии файлов архивных материалов ВИМАИВС (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург), любезно предоставленные БУК и ДО УР «Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т.Калашникова»: "План №1 Ижевский оружейный завод 1810 г." копия с подлинника арх. С.Е. Дудина, "План всех этажей сгоревшего 4-х этажного корпуса по проекту полковника строительного отряда Андреева. 1835 г.", "План и фасад вновь выстроенного каменного 3-х этажного фабричного флигеля. 1844 г.".
  15. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вызов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 512 с., ил.
  16. Подольский Р.П. «Материалы к истории архитектуры старых промышленных зданий в России XVII—XVIII вв.» из сборника «Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936). Рис. 36. Проект Тульского оружейного завода, около 1787 г. План и фасад основного корпуса. Из рукописи «Описание Тульского оружейного завода». Моск. гос. ист. музей. Собрание б. Щукина.
  17. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с., ил.
  18. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2014. – 256 с.: ил.
  19. Трацевский В.В. Классические архитектурные формы: учебное пособие. – Минск: Выш.шк., 2008. – 208 с. : ил.
  20. Чертеж каменного четырехэтажного корпуса по генеральному плану и инвентарю за №1. 21 августа 1915 г. По Ижевскому оружейному и сталеделательному заводам. Из личного архива Болтина А.В.
  21. Википедия. Портрет Ермоловой. Кинематографические ракурсы.